Прекурсоры наркотических и психотропных средств: перечень, контроль и журнал учета

В современном мире проблема незаконного оборота наркотиков остается одной из самых острых. Для борьбы с ней государства ужесточают контроль не только за готовыми наркотическими средствами, но и за веществами, которые могут быть использованы для их производства – прекурсорами.
Прекурсоры – это химические соединения, которые сами по себе могут не обладать наркотическим эффектом, но являются ключевыми компонентами в синтезе наркотических и психотропных средств.
В России контроль за прекурсорами осуществляется в рамках Федерального закона № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлением Правительства РФ № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской федерации», Постановление Правительства РФ № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Организации, работающие с такими веществами, обязаны соблюдать жесткие правила учета, хранения и отчетности.
В данной статье мы рассмотрим:
- что относится к прекурсорам и как они классифицируются;
- какие списки контролируемых веществ действуют в РФ;
- как организован контроль за их оборотом;
- как правильно вести журнал учета прекурсоров;
- какая ответственность предусмотрена за нарушения.
Прекурсоры — это химические вещества, которые непосредственно не являются наркотиками, но могут быть использованы для их незаконного производства. Они находят применение в фармацевтической, химической и других отраслях промышленности, но их оборот строго контролируется из-за потенциального риска использования в криминальных целях.
Классификация прекурсоров основывается на:
- их роли в синтезе наркотических средств;
- степени потенциальной опасности;
- распространенности в легальном производстве.
Перечень прекурсоров в РФ официально закреплён в Постановлении Правительства №681:
Таблица I — прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля;
Таблица II — прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля;
Таблица III — прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
Контроль за оборотом прекурсоров наркотических и психотропных веществ в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с положениями Федерального закона № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» и включает комплекс мер, направленных на предотвращение их использования в противоправных целях. Эта система контроля строится на нескольких ключевых принципах.
Является первым и важнейшим элементом контроля. Для работы с прекурсорами, включенными в I и II списки, организации обязаны получить специальную лицензию. Процесс лицензирования включает тщательную проверку юридического лица на предмет соответствия установленным требованиям:
- наличие оборудованных помещений для хранения;
- квалифицированного персонала;
- системы учета;
- системы безопасности.
Особое внимание уделяется целевому назначению использования прекурсоров — компании должны документально подтвердить их применение исключительно в легальных производственных или научных целях.
Законодательство предписывает строгие требования к хранению прекурсоров. В соответствии с ПП РФ № 681, прекурсоры наркотических и психотропных веществ необходимо хранить так, чтобы исключить их утрату и доступ посторонних лиц.
Они должны находиться в специально оборудованных помещениях, оснащенных средствами защиты от несанкционированного доступа: укрепленные двери с надежными замками, системы сигнализации, видеонаблюдение.
Для особо опасных прекурсоров I списка часто требуется организация круглосуточной охраны.
Все перемещения веществ внутри организации и за ее пределы подлежат обязательной фиксации с указанием точного количества, даты, цели использования и ответственных лиц.
Каждая операция с прекурсорами — поступление, расход, списание — должна незамедлительно отражаться в специальном журнале учета. Помимо журнала, организации обязаны регулярно представлять отчетность в контролирующие органы — МВД, Росздравнадзор и ФНС. Отчеты включают полные данные об остатках, движении и использовании прекурсоров за отчетный период. Документы должны храниться не менее пяти лет и быть доступными для проверки в любое время.
Журнал учета — основной документ, подтверждающий легальность оборота прекурсоров. Его правильное оформление и ведение являются обязательным требованием для всех организаций, осуществляющих деятельность с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно Постановлению № 681, все юридические лица и ИП, занимающиеся производством, переработкой, хранением или реализацией прекурсоров, обязаны вести журнал их учета. В документе фиксируются все операции с веществами, включая их использование, перемещение и остатки, что обеспечивает контроль и прозрачность оборота.
В соответствии с Постановлением №1148 записи в журнале должны содержать исчерпывающую информацию о каждой операции: точную дату, полное наименование вещества согласно утвержденным перечням, количество поступившего вещества с указанием единиц измерения, номера и даты сопроводительных документов, информацию о расходе и фактические остатки на конец рабочего дня. а также подпись ответственного лица с расшифровкой.
При ведении журнала требуется особая аккуратность. Каждая операция должна незамедлительно фиксироваться в документе. Записи выполняются разборчивым почерком шариковой ручкой с синими или черными чернилами. В случае необходимости исправления, ошибочная запись аккуратно зачеркивается с пометкой «исправленному верить», датой и подписью ответственного лица. Применение карандашей, корректоров или иных способов правки, вызывающих сомнения в подлинности записей, категорически запрещено.
Журнал должен быть надлежащим образом оформлен: прошит прочной нитью, страницы пронумерованы в порядке возрастания. На обратной стороне последнего листа делается заверительная надпись с указанием общего количества листов, которая заверяется подписью руководителя и печатью организации. Срок хранения документа составляет десять лет с момента последней записи. В течение этого периода журнал должен находиться в специально отведенном защищенном месте.
Отпуск прекурсоров представляет собой строго регламентированную процедуру, осуществляемую в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Данный процесс требует особого внимания и соблюдения установленных правил.
Основные требования к отпуску прекурсоров:
-
Правовые основания:
Отпуск прекурсоров допускается только при наличии соответствующих разрешительных документов. Для веществ I и II списков обязательно наличие лицензии на осуществление деятельности. Каждая операция по отпуску должна сопровождаться заключенным договором или контрактом, содержащим четкое указание цели использования веществ.
-
Проверка контрагентов:
Перед осуществлением отпуска необходимо провести тщательную проверку получателя. Требуется убедиться в наличии у контрагента:
- Действующей лицензии (для веществ I и II списков);
- Свидетельства о государственной регистрации;
- Документов, подтверждающих законность деятельности;
- Разрешения на приобретение конкретных прекурсоров.
-
Документальное оформление:
Каждая операция по отпуску должна сопровождаться полным пакетом документов:
- Товарная накладная (форма ТОРГ-12);
- Счет-фактура;
- Доверенность на получение (при необходимости);
- Копии разрешительных документов получателя;
- Документы, подтверждающие цель использования.
-
Фиксация в учетных документах:
Все операции по отпуску должны быть незамедлительно зафиксированы:
- В журнале учета прекурсоров;
- В бухгалтерских документах;
- В системе внутреннего учета организации.
-
Контроль количества:
При отпуске необходимо:
- Тщательно проверять соответствие отпускаемого количества документам;
- Осуществлять контроль остатков;
- Проводить сверку данных перед каждой операцией.
Законодательство Российской Федерации устанавливает строгую ответственность за нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Нарушение в отношении прекурсоров таблицы I влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или без таковой; либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
Если нарушение касается веществ, относящихся к таблице II, то наказание предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой; либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Если нарушение связано с веществами таблицы III, то накладывается административный штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Контроль за прекурсорами — важная мера противодействия наркопреступности. Юридические лица и ИП, работающие с такими веществами, обязаны строго соблюдать законодательство, вести учет и хранить документацию. Это помогает предотвратить их попадание в нелегальный оборот и способствует борьбе с наркоманией.
- Федеральный закон от 08.01.98 № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.98 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»